Министерство образования и науки Российской Федерации
Автономная некоммерческая организация 
«Информационные технологии в образовании»
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики 
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Чувашский республиканский институт образования 
 III Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в науке и образовании»  
«ИТО-Чебоксары-2014»
25-26 марта 2014 года, город Чебоксары

Сущность повышения квалификации преподавателей вуза в области применения дистанционных образовательных технологий

ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева"

Вопросам определения сущности дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий посвящены работы А. А. Андреева, М. Ю. Бухаркиной, Т. А. Лавиной, Н. В. Никуличевой, Е. С. Полата, И. В. Роберта и др.

Согласно ГОСТ 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» от 01.07.2008 г. дистанционные образовательные технологии (distant learning technology) –образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

В ГОСТ 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» от 01.07.2008 г. дается следующее определение электронного обучения: обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Одним из нововведений, согласно Федеральному закону N 273-ФЗ, стало признание электронного образования и применения дистанционных образовательных технологий на различных уровнях образования.

Одной из целей закона также является закрепление современных требований к образовательному процессу, связанных с внедрением новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. Федеральным законом N 273-ФЗ предусмотрена возможность использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, которые не являются новшеством. Об этом говорилось и ранее, однако Закон N 273-ФЗ предполагает более детальное их регулирование.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, смогут применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Минобрнауки России.

В ст. 16 Федерального закона N 273-ФЗ приведены основы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

Под электронным обучениемпонимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиямипонимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Необходимо отметить, что если образовательная организация реализует образовательные программы с применением электронного или дистанционного обучения, то возникает необходимость обеспечить соответствующий уровень подготовки педагогических работников (для вуза – профессорско-преподавательского состава), управленческого и вспомогательного персонала организацией повышения квалификации по использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

В Трудовом Кодексе Российской Федерации определен принцип обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование (раздел I, статья 2).

Одним из аспектов глобальных интеграционных процессов в образовании является становление непрерывного образования с применением информационных и коммуникационных технологий, в частности, дистанционных образовательных технологий. В теории и практике непрерывного образования особо акцентируется образование взрослых за пределами базового образования – приобретение и повышение профессиональной квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. д. В современном обществе идея непрерывного образования приобретает характер парадигмы научно-педагогического мышления [2].

Повышение квалификации преподавателей вуза – это целенаправленная деятельность преподавателей по овладению новыми для них профессиональными знаниями, умениями, навыками (идеями и концепциями, способствующими эффективному осуществлению педагогического процесса) и технологиями, включающие изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в практику образования различных инноваций.

В соответствии с п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года N 499, минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов. Данная норма распространяется на специалистов всех отраслей, в том числе и на работников системы образования. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение слушателями новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Таким образом, повышение квалификации преподавателей вуза в области применения дистанционных образовательных технологий– целенаправленный процесс по овладению новыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в области использования информационных и коммуникационных технологий, в том числе, дистанционных образовательных технологий, происходящий в условиях развивающейся информационно-образовательной среды вуза и направленный на повышение профессионального уровня или получение новой профессиональной компетенции преподавателя.

Список использованных источников
  1. 1. Единый квалификационный справочник должно¬стей руководителей, специалистов и служащих. При¬ложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 593 от 14 августа 2009 г.
  2. 2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров – М. : Издательский центр «Академия». – 2000. – 176 с.
  3. 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005 N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»
  4. 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
  5. 5. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, повышение квалификации

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.