Министерство образования и науки Российской Федерации
Автономная некоммерческая организация 
«Информационные технологии в образовании»
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики 
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Чувашский республиканский институт образования 
 III Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в науке и образовании»  
«ИТО-Чебоксары-2014»
25-26 марта 2014 года, город Чебоксары

Интерактивные тесты и игры, используемые на уроках литературы

Автор: Евдокимова Надежда Николаевна, учитель, почетная грамота управления образования
КС(К)ОУ "Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2" Минобразования Чувашии

Интерактивные тесты и игры, используемые на уроках литературы

Из опыта работы Евдокимовой Н.Н., учителя русского языка и литературы КС(К)ОУ «Чебоксарская С(К)ОШ№2»

Сегодня представить современный урок литературы без использования электронных ресурсов невозможно. Они повышают интерес к урокам, помогают разбудить воображение учеников, стимулируют их творческую активность, позволяют индивидуализировать процесс обучения, с их помощью легко организовать и групповую, и самостоятельную работу на уроке. Электронные ресурсы помогают создать проблемную ситуацию на уроке, ситуацию успеха, радости от работы с текстом.

Конечно, электронные ресурсы можно использовать на всех этапах обучения: и при объяснении нового материала, и при закреплении, и при повторении, и для контроля знаний, умений и навыков.

Богатую коллекцию к урокам литературы можно найти на разных сайтах, например, www.school-collection.edu.ru,www.fcior.edu.ru.

Но, во-первых, не всегда на уроке доступен интернет. Во-вторых, каждый учитель создает подобные ресурсы, исходя из своего опыта, ориентируясь на класс, с которым работает.

Хотелось бы поделиться интерактивными тестами и играми по литературе для 9 класса, созданными мною для контроля знаний и для решения других учебных задач.

 Тестовый контроль с помощью электронных ресурсов помогает быстро и объективно выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации процесса обучения удобен и прост для оценивания. Повторюсь, что, на мой взгляд, эффективнее всего работают именно интерактивные тесты. Таков, например, тест «Жизнь и творчество М.В.Ломоносова». Немало возможностей и у «Теста по пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума». Его можно использовать и для самоконтроля, и для взаимоконтроля, и для проверки учителем.

На развитие у учащихся познавательного интереса направлена «Своя игра» на уроках литературы. Представляю 3 разработки этой игры:

1) «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», 2) «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова», 3) «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя». Эти ресурсы могут быть использованы при проведении заключительных уроков (но не только!) по изучению творчества этих поэтов и писателей, а также при организации внеклассной работы по литературе. Игра может быть командной, а может и индивидуальной. Участники заранее знакомятся с правилами игры (на подготовку ответа дается 1 минута, ответы выдаются четко, из общего количества баллов снимаются штрафные за некорректность или на рушение дисциплины), критериями оценки результатов, получают список рекомендуемой литературы.  Задача игроков – набрать как можно больше очков. Вопросы разного уровня сложности объединены в тематические категории.

Задачи, которые ставятся на таких уроках, - не только выявление уровня усвоения материала, но и формирование потребности в постоянном чтении, развитие умения анализировать полученную информацию, воспитание умения работать в группе, коллективе. Такие игры учат применять знания, умения в необычной ситуации.

Таким образом, такие ресурсы помогают визуализации учебного материала, интеграции со смежными дисциплинами, такими, как история, мировая художественная культура, музыка и так далее, разнообразить формы предоставления учебного материала, сэкономить время, а в конечном счете – повысить интерес к предмету и успеваемость.

Вид представления доклада  Устное выступление
Уровень  Среднее (полное) общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.