Министерство образования и науки Российской Федерации
Автономная некоммерческая организация 
«Информационные технологии в образовании»
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики 
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Чувашский республиканский институт образования 
 III Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в науке и образовании»  
«ИТО-Чебоксары-2014»
25-26 марта 2014 года, город Чебоксары

ЦИФРОВАЯ ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС

Авторы: Данилова Наталья Петровна 1, Михайлова Эльвира Петровна 2
1 ЧКИ РУК, 2 БОУ ДПО (ПК) С "Чувашский республиканский институт образования"

ЦИФРОВАЯ ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС

Данилова Наталья Петровна

Кафедра математических и инструментальных методов экономики (Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации)

Михайлова Эльвира Петровна

Кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой (БОУ ДПО (ПК) С "Чувашский республиканский институт образования")

 

XXI век – эпоха информационного общества. Компьютерные технологии уверенно внедряются в нашу жизнь, а именно в образование. Бурный прогресс в области развития персональных компьютеров в современных условиях модернизации образования выводят педагогов на необходимость создания электронных учебников и тестирующих программ. Развитие технических средств, компьютерных, информационных технологий, средств визуализации информации, с одной стороны и происходящие в современном образовании перемены, новые подходы, теоретические и практические достижения в педагогике - с другой стороны, позволяют утверждать, что назрела необходимость в формировании новой культуры работы с учебной информацией.

В современной дидактике поднимаются вопросы нового подхода к организации учебников, с особенной остротой встает проблема создания учебников нового поколения. Электронный учебник является современным средством обучения и представляет собой программную среду, разработанную для индивидуального изучения теоретического материала, формирования и закрепления умений и навыком практического использования приобретённых знаний, осуществления разнообразных форм самоконтроля и контроля.

В настоящее время существует несколько версий значение словосочетания "электронный учебник" - начиная от файлов электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами, которые обновляются из централизованного источника и интерактивно взаимодействуют с учеником, включая выставление оценок, загрузка домашнего задания и другую фантастику.

На данный момент существует два варианта ЛИЦЕНЗИОННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ:

1.       электронная копия бумажного учебника. Даже у этого, казалось бы, элементарного варианта  уже есть огромное количество преимуществ;

- во-первых, стоимость электронного учебника на данный момент дешевле в среднем на 25 процентов;

- во-вторых, электронные учебники не портятся, не рвутся и даже не теряются;

- в-третьих, ученик, используя любой планшет на операционной системе Windows или Android, может носить в школу и использовать дома одно электронное устройство весом не более 1 кг. Особенно это актуально для начальных классов, где вес портфеля ученика в среднем более 5 кг;

- в-четвертых, это возможность просматривать учебники не только на планшете, но и на любом другом ноутбуке или компьютере;

- в-пятых, это возможность сохранить учебники по всем классам для дальнейшей работы. Например, для подготовки к ГИА или ЕГЭ;

- и наконец, это быстрый поиск по оглавлению, возможность делать свои комментарии, заметки и ссылки на любые локальные или интернет-ресурсы.

2. интерактивные электронные учебники. Второй вариант, конечно, интереснее.

На данный момент практически все издательства работают в этом направлении. Постепенно интерактивные учебники просто вытеснят электронные копии бумажных.

Базой учебника является всё та же электронная версия бумажного учебника, но с  огромным количеством информационных текстовых ссылок по ходу учебника. Например, подробная расшифровка физического термина, информация об ученом, открывшем данный закон, краткая история конкретного города и т. д.

Кроме того, информационные ссылки на видеофайлы демонстрируют соответствующие учебному процессу видеоролики физических  опытов, явлений, исторических справок. Предусмотрены ссылки на интернет-ресурсы, но требуется доступ в Интернет. В конце параграфов в электронном виде предлагаются к решению соответствующие задачи и/или тесты по пройденному материалу.

Объем информационного учебника становится в среднем на два порядка больше, но для современных планшетов и компьютеров это уже не является ограничением. Средний объем тестированных интерактивных учебников составил 300 МБ.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий позволяет оптимизировать образовательный процесс и повысить качество подготовки специалистов.

 

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.