Министерство образования и науки Российской Федерации
Автономная некоммерческая организация 
«Информационные технологии в образовании»
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики 
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Чувашский республиканский институт образования 
 III Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в науке и образовании»  
«ИТО-Чебоксары-2014»
25-26 марта 2014 года, город Чебоксары

Междисциплинарные связи как условие подготовки студентов педвуза к разработке электронных образовательных ресурсов

ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева"

Для успешного решения задач образования будущему учителю необходимо быть компетентным не только в области грамотного использования готовых электронных образовательных ресурсов (ЭОР), но и в области разработки собственных ЭОР, реализующих методические находки, на основе использования прикладных и инструментальных программных средств для мультимедийного сопровождения занятий в классно-урочной системе и системе внеклассных занятий и мероприятий.

Подготовка студентов происходит в процессе овладения ими знаниями, умениями и навыками в области разработки ЭОР, необходимыми для эффективного решения профессиональных задач. Анализ сложившейся практики подготовки студентов в области ИКТ, осуществляемой в рамках дисциплин «Информатика» и «ИТ в образовании», показал, что она недостаточна для того, чтобы обеспечить необходимый уровень готовности студентов к разработке ЭОР. Кроме того, помимо вопросов технологического характера, необходима организация методической и предметной, а также дополнительной подготовки (по выбору студентов) в области методически грамотного использования разработанных ЭОР.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости включения в содержание ряда дисциплин ФГОС ВПО дополнительных разделов или введения новых дисциплин, целью которых является технологическая, методическая и предметная подготовка к разработке ЭОР, при этом необходимо особое внимание уделить дисциплинам специализации, дисциплинам и курсам по выбору студента, устанавливаемым вузом в области информатизации образования.

С учетом целей подготовки будущих учителей к разработке ЭОР необходимо реализовать блочно-модульную структуру содержания подготовки, включающее следующие блоки, в содержании которых отражены основные этапы разработки ЭОР: теоретические вопросы использования ЭОР в профессиональной деятельности учителя в современных условиях информатизации образования; проектирование ЭОР;  технологический блок, предполагающий разработка медиакомпонентов ЭОР и освоение технологии непосредственной разработки ЭОР с помощью выбранного программного средства, подготовку и внедрение отобранного содержания на основе разработанного сценария взаимодействия; разработка методики применения ЭОР в образовательном процессе.

Предложенное содержание учебного материала имеет широкий круг межпредметных связей с учебными дисциплинами «Информатика», «ИТ в образовании», «ИКТ в образовании», «Теория и методика обучения», «Педагогика», «Психология» и другими дисциплинами профессионального цикла.Междисциплинарные связи позволяют рассматривать отдельно взятую тему, проблему многосторонне, с точки зрения разных наук, и предполагают взаимосвязь содержания и преемственность подготовки к разработке ЭОР с вузовскими программами подготовки по информатике и ИКТ, а также дисциплинами специализации.

Реализация межпредметных связей обеспечивается согласованностью программ подготовки по дисциплинам «Информатика», «ИТ в образовании» и др. и в области общепедагогической и методической подготовки студентов по дисциплинам «Теория и методика обучения» в соответствии с профилем, «Педагогика», «Психология» и др. Преемственность заключается не только в соблюдении последовательности изучения данных дисциплин, но и в базовой подготовке в процессе обучения студента в педвузе, на основе которой студент сможет осуществлять дальнейшее обучение в области разработки ЭОР.

В частности, в ходе изучения теории и методики обучения конкретной дисциплине необходимо рассматривать вопросы в том числе методической подготовки студентов к использованию разработанного ЭОР: определение целей обучения конкретному предмету с использованием ЭОР, анализ и отбор содержания школьной учебной дисциплины в аспекте выявления целесообразности применения ЭОР при изучении той или иной темы; отбор форм и методов обучения предмету с использованием ЭОР.

Таким образом, поэтапно, в процессе общей профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, в ходе изучения дисциплин профессионального, математического и естественнонаучного цикла реализуется специальная подготовка студентов по применению и созданию ЭОР для реализации учебно-воспитательных целей.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.