Министерство образования и науки Российской Федерации
Автономная некоммерческая организация 
«Информационные технологии в образовании»
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики 
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Чувашский республиканский институт образования 
 III Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в науке и образовании»  
«ИТО-Чебоксары-2014»
25-26 марта 2014 года, город Чебоксары

Электронная система контроля учебного процесса

Авторы: Лукин Андрей Сергеевич 1, Гриншпун Дмитрий Михайлович 2, Нуретдинов Роман Игоревич 3
1 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2 Декан факультета среднего профессионального образования Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, 3 Заведующий дневным отделением факультета среднего профессионального образования Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики

В рамках учебного стандарта студенты ВУЗов должны овладеть набором общих и профессиональных компетенций, которые формируются при изучении учебных циклов, состоящих из учебных дисциплин, и профессиональных модулей, состоящих из одного или нескольких междисциплинарных курсов, которые в свою очередь делятся на учебные темы.

В 2009 году университет ИТМО получил статус «национальный исследовательский», что обязывает организовывать учебный процесс таким образом, чтобы учебные занятия студентов включали в себя большое количество самостоятельно выполняемых работ, выполняемых в формате исследований, и в этих случаях  присутствие студента обязательно только в заранее определенные преподавателем «отчетные» даты, остальные занятия являются консультационными. Это свойство учебного процесса порождают особенности автоматизации контроля учебного процесса:

  • не все учебные занятия обязательны для всех студентов, обязательные занятия могут устанавливаться индивидуально для конкретных студентов;
  • на различных занятиях могут присутствовать студенты разных групп, студенты могут посещать занятия не только своей, но и любой другой группы;
  • оценки студентов имеют весовые коэффициенты и степень необходимости.

Следствием особенностей описанной учебной среды является сложность получения информации об учебном прогрессе студента как им самим, так и его родителями, т.к. стандартные средства представления академической успеваемости студентов, например, учебные журналы, не обладают функционалом для отображения особенностей, указанных выше.

Для решения обозначенных проблем на факультете СПО разработана и внедрена электронная система (ЭСКУП), предназначенная для организации единого информационного пространства взаимодействия всех участников образовательного процесса  и обеспечивающего комплексное отражение и контроль образовательного процесса. Наряду с тем, что ЭСКУП предоставляет традиционные для подобных систем функциональные возможности, как то:

для преподавателей:

  • создавать записи о проведенных занятиях;
  • оперативно отмечать отсутствующих студентов;
  • выставлять отметки студентам о работе на занятиях;
  • общаться с другими пользователя ЭСКУП;

для работников администрации:

  • добавлять и удалять студентов из учебных групп;
  • переводить студентов между учебными группами;
  • выставлять отметки об отчислении студента;
  • формировать и просматривать учебные планы;
  • закреплять преподавателей за учебным предметом;
  • формировать экзаменационные и зачетные ведомости;
  • просматривать графики распределения оценок по учебным предметам;
  • выставлять отметки об учебных занятиях, пропущенных по болезни;

для студентов и их родителей:

  • контролировать успеваемость, путём просмотра оценок за определённый промежуток времени или по учебному предмету;
  • оперативно связываться с преподавателями,

она обладает рядом отличительных характеристик, основные из которых:

  • указание веса выставленной оценки и ее необходимость, степени активности работы студента на занятии;
  • указание степени необходимости присутствия студента на занятии, его опоздания, раннего ухода или удаления с занятия;
  • возможность создания потока студентов (объединение студентов нескольких учебных групп) или бригад (разделение студентов группы на подгруппы);
  • функции самостоятельного формирования студентами различных документов (направлений, различных справок и т.д.).

Доступ к ЭСКУП имеют все участники образовательного процесса. Функциональные возможности пользователей зависят от их роли, получаемой после авторизации: студент, родитель, преподаватель, декан, заведующий отделением, диспетчер.

Студентам доступны функции просмотра личной информации и информации о своей академической успеваемости, возможность электронного общения с преподавателями и доступ к формированию необходимых для него документов – направлений для пересдачи экзаменов и справок о том, что студент обучается в университете.

Родителям учащихся доступны функции редактирования контактных данных, просмотра информации об успеваемости учащихся, которые закреплены за родителями, и коммуникации с преподавателями.

Преподавателям доступы функции ведения учебных журналов (включая консультации по предметам), просмотра информации о составе учебных групп, доступа к системе электронной коммуникации и формирования зачетно-экзаменационных ведомостей по предметам, которые закреплены за преподавателем.

Заведующему отделением доступны функции просмотра всех учебных журналов и информации о пользователях системы, формирования зачетно-экзаменационных ведомостей и других документов, доступа к системе коммуникации.

Декану доступны функции просмотра всех учебных ведомостей и информации о пользователях системы, информации о сформированных документах в системе и функции коммуникации.

Все сотрудники учебного заведения имеют доступ к аналитическим инструментам, отображающим с помощью графиков и диаграмм распределение итоговых и промежуточных оценок студентов по учебным предметам.

В электронной системе реализована роль диспетчеров, которые получают доступ к информации о том, каких студентов не было на учебных занятиях (при отметки о необходимости их присутствия) и номера телефонов их родителей для информирования о пропуске занятий.

Учет учебного процесса в электронном виде (непосредственный функционал системы) вносит новые возможности в области контроля за учебным процессом:

  • учитываются проведенные преподавателями занятий, включая опоздания преподавателей на занятия, внесение информации о занятие не в указанные сроки и т.д.;
  • учитываются посещения студентами занятий, включая опоздания и ранний уход с занятия, необходимость присутствия;
  • реализуется выставление степени необходимости оценок, их вес, степень активности студента на занятии и т.д.

Описанные выше возможности дают возможность построения различных графиков и диаграмм по результатам проведенных учебных занятий, что позволяет получить объективную информацию об учебном процесс для его дальнейшего регулирования и возможность прогнозирования проблемных ситуаций у студентов преподавателями.

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее профессиональное образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.