Министерство образования и науки Российской Федерации
Автономная некоммерческая организация 
«Информационные технологии в образовании»
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики 
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Чувашский республиканский институт образования 
 III Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в науке и образовании»  
«ИТО-Чебоксары-2014»
25-26 марта 2014 года, город Чебоксары

Использование информационных технологий на различных этапах урока математики.

Автор: Федорова Ирина Аркадьевна, Почетный работник общего образования Российской федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Траковская СОШ" Красноармейского района Чувашской Республики
Использование информационных технологий на различных этапах урока математики. Анализ исследований, связанных с вопросами эффективности и особенности использования средств информационных технологий в обучении математике, позволяет говорить о том, что применение компьютера создает благоприятные условия для индивидуализации обучения, повышает мотивацию учащихся, открывает новые возможности для управления учебным процессом. Моя работа направлена на поиск особых методических подходов к использованию средств информационных технологий с целью совершенствования математической подготовки учащихся. Цель работы заключается в теоретическом обосновании необходимости использования средств информационных технологий на уроках математики, рассмотрении особенностей этого использования, опираясь на собственный опыт работы учителем математики. Цель определила необходимость решения следующих задач: выявить возможности, особенности и целесообразность использования средств информационных технологий при изучении математического материала на различных этапах уроках; выделить основные направления использования средств информационных технологий при изучении математики в школе. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования: теоретические: анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, специальных разделов математики и информатики; общенаучные: педагогическое наблюдение, беседы со школьниками, опросы учителей математики, тестирование, анализ результатов деятельности учащихся, изучение компьютерных программных продуктов, предназначенных для обучения математике в школе, изучение и анализ опыта использования средств информационных технологий в обучении школьников; статистические: обработка результатов педагогического опыта. Использование информационных технологий на уроках способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики, повышает познавательную активность школьников.
В настоящее время существует множество программ, позволяющих рисовать графики функций, выполнять построения, проводить доказательства и др. Они позволяют давать иллюстрацию важнейших понятий, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует познавательную активность учащихся. Появляется возможность оптимально сочетать практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика. 
          При этом  компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля. 
          Типы уроков с использованием информационных технологий:
1. Использование компьютера в демонстрационном режиме:
~ при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий;
~ при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал;
~ при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор;
~ при работе над ошибками и т.д.
2. Использование компьютера в индивидуальном режиме:
~ при устном, индивидуальном счете;
~ при закреплении;
~ при тренировке;
~ при отработке 3УН;
~ при повторении;
~ при контроле и Т.д.
3. Использование компьютера в дистанционном, индивидуальном режиме:
~ в исследовательской деятельности;
~ в проектной деятельности учащихся;
~ при проверке домашней работы;
~ при проверке контрольной работы и т.д.
Приведу в качестве примеров виды деятельности на различных этапах обучения: 
Этап усвоения новых знаний. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий. В настоящее время  разработана компьютерная поддержка курса математики. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя.  
Этап всесторонней проверки ЗУН.  При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. 
Проектная деятельность учащихся. К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает  использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно  анализируются и рецензируются  результаты выполнения. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. 
Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
                 
Список использованных источников
  1. 1. Журнал "Компьютер в школе" N1-6 1998 г.
  2. Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2003. - 152 с.
  3. Моисеев В.Б. Организация ученого процесса при использовании дистанционного обучения. // Информатика и образование, 2002, № 12.
  4. Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.