Министерство образования и науки Российской Федерации
Автономная некоммерческая организация 
«Информационные технологии в образовании»
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики 
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Чувашский республиканский институт образования 
 III Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в науке и образовании»  
«ИТО-Чебоксары-2014»
25-26 марта 2014 года, город Чебоксары

Организация функционирования компьютерного игрового комплекса в образовательном учреждении

Автор: Фадеева Клара Николаевна, Кандидат педагогических наук
ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева"

Для полноценного использования компьютера как средства деятельности от ребенка требуется умение оперировать символами, обобщенными образами, а для этого ему необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень произвольности действий. Все эти умения формируются в разнообразной предметно-практической и игровой деятельности. При этом особое значение для формирования потребности целенаправленного управления компьютером, развития компьютерных игр принадлежит ведущей деятельности ребенка-дошкольника – игре.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.

Исследования показали, что ребенок дошкольного возраста обнаруживает способность наделять нейтральный (до поры) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного учреждения. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Компьютерный игровой комплекс – это метод, требующий установления содержательных связей между системой знаний, получаемых ребенком в повседневной жизни, процессе обучения, и игрой как ведущей деятельностью, в которой складываются прогрессивные психические новообразования его личности, в том числе мотивы новых видов деятельности, не только осуществляемых с помощью компьютерных средств, но и таких традиционно ценных при переходе в школу, как учебная деятельность.

Компьютерный игровой комплекс – многофункциональный набор компонентов, образующих развивающую предметную среду и методологию ее использования для решения психолого-педагогических задач на информационно-технологической основе. В его состав, как правило, входят:

Компьютеры (для детей и педагога), снабженные необходимыми программными продуктами. Площадь зала должна быть достаточной  для   размещения  6—8   компьютеров  со вспомогательным   столом   для   воспитателя из  расчета  5—6  м2  на   каждую ЭВМ. Стены  и  потолок должны  быть окрашены  в  пастельные тона   и   иметь матовую фактуру без блеска и бликования.   Покрытие пола должно обладать антистатическими свойствами (например, деревянные   полы). Освещение рекомендуется оборудовать слева по отношению к ребенку, сидящему за компьютером. Нельзя допускать, чтобы дети наблюдали за изображением  в условиях  бликования  или слабой освещенности экрана. Освещение зала — в пределах 400 люкс, рабочего места ребенка — 250 люкс. В компьютерном зале необходима хорошая вентиляция воздуха.  

Игровой зал. Игровой зал должен иметь площадь не менее 40 м. Стены  и  потолок должны  быть окрашены в цвета, гармонирующие с общей   цветовой   гаммой   компьютерного зала. Игровой зал оснащается наборами твердых и мягких предметных средообразующих модулей, игровым оборудованием для сюжетно-ролевых,   сюжетно-дидактических,   дидактических игр, конструирования, изобразительной деятельности и пр.

Залпсихологической разгрузки (релаксации).Зал должен быть оборудован для проведения с детьми процедур, связанных  с профилактикой   близорукости, снятия зрительного и  нервного напряжения, которые могут возникать после занятий в компьютерном зале. По возможности зал следует оборудовать   по типу  зимнего  сада:  разместить различные растения, яркие цветы,  аквариумы,  птиц  в клетке и т. п. Зал  релаксации   может   иметь репродуктор для трансляции  успокаивающих мелодий.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что компьютерный игровой комплекс – это новая система развивающих педагогически активных условий, позволяющих сочетать игры с занятиями, а также с физически подвижными играми.

Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие – игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Именно поэтому компьютерные игры должны быть неразрывно связаны с обычными играми.

Компьютер как средство деятельности не должен в своей технической и программной сути быть враждебен ребенку, а оборудование компьютерного игрового комплекса должно отвечать необходимым гигиеническим, эргономическим и психолого-педагогическим требованиям, обеспечивать безопасную и комфортную деятельность детей и педагогов.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дошкольное образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.